Комментарий. Если предыдущий материал можно было описать фразой «встречают по одежке», то сегодняшний материал – это «провожаем по уму». Суметь донести свою мысль сложнее, чем подобрать подходящий наряд (при том, что без должного внешнего вида вас не воспримут всерьез). Речь, манеры, жестикуляция и обращение зависят от самого мероприятия. Где-то недопустимо «на ты», а где-то оскорбительно обращение «на вы». Во взаимодействии на мероприятии нет одного простого решения. Все условия нужно выпытывать у организаторов (да, именно выпытывать): не стесняйтесь узнать всё об участниках и гостях мероприятия, о том, что говорить можно, а что нельзя. Ведь даже ваша самая незначительная шутка в попытке разрядить обстановку может стать причиной большого скандала.
Вот какие советы даёт инструкция персоналу X Всемирной Конференции по спорту и окружающей среде:
2. Речь и манера общения. Персонал должен общаться с участниками только по необходимости, придерживаясь следующих правил:
- грамотная речь с лёгкой улыбкой, применяя установленные формы вежливости («Извините», «Спасибо», «Будьте добры», «Пожалуйста» и т.п.);
- отчётливое произношение и готовность выслушать участника;
- обращение к гостям: «Уважаемые участники/делегаты/господа», в английской речи обращаться к женщинам «Madam», к мужчинам «Sir»;
- избегание радикального отказа по отношению к участнику (в разумных пределах). Если вас просят о том, за что вы не отвечаете, старайтесь не отказывать, а предложить участнику обратиться к конкретному менеджеру или даже вызвать последнего на место.
Комментарий. Тонкости общения и умение разрешить ситуацию в виде диалога можно обсуждать достаточно долго, уделив этой теме не один цикл материалов и обучающих семинаров. Но посоветуем вам:
- слушайте и услышьте собеседника;
- ведите диалог;
- не замыкайтесь в себе и идите на контакт;
- узнавайте, не бойтесь показаться глупыми, лишний раз уточнив информацию у руководителя;
- не беритесь за работу, которую не понимаете (не говорите с иностранцем без навыков разговорного иностранного языка);
- просите помощи, когда не справляетесь - вы не всесильны;
- улыбайтесь, ваше хорошее настроение может немного разрядить обстановку;
- не принимайте близко к сердцу резкие высказывания - вы находитесь в рабочем процессе, а люди бывают разные;
- не вступайте в конфликт, будьте вежливы, опять-таки – просите помощи у коллег, если не в силах разрешить вопрос;
- не перетруждайтесь, общение с людьми очень выматывает, потерей сознания вы не сделаете лучше никому!