В настоящее время наиболее эффективными инструментами современных интернет-технологий являются социальные сети и сайты. Так же, как и социальные сети, сайты и интернет стали частью быта многих людей – потенциальных благополучателей. НКО необходимо использовать хотя бы один из этих инструментов в своей работе, чтобы продолжать полноценное функционирование своей деятельности. Далее рассмотрим статистические данные по показателям посещения социальных сетей и сайтов, а также преимущества и недостатки каждого из инструментов.
Рассмотрим «большую пятерку» социальных сетей в России: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, YouTube (данные приведены за июль 2020 года). В таблице 1 представлены основные показатели активности пользователей в социальных сетях:
− Monthly Reach – количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц, в тыс. человек;
− Average Daily Reach – среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день, в тыс. человек;
− Avg. min. per day – среднее количество минут, проведенное одним пользователем ресурса на сайте за день.
По демографическим показателям социальные сети показывают следующие результаты:
− среди совершеннолетних россиян ежедневно заходят в какую-либо социальную сеть ежедневно – 45%, раз в неделю – 62%;
− возрастная группа 18-24 года является основополагающей аудиторией социальных сетей, где ежедневно соцсетями пользуются 91% опрошенных;
− в возрастной группе 25-34 года ежедневно социальными сетями пользуются 69%;
− возрастные группы 35-44 и 45-59 не уступают активным пользователям сети и составляют 41% и 26% соответственно;
− возрастная группа старше 60-ти лет пользуется социальными сетями и составляет около 8% респондентов. Данная группа показывает достаточный быстрый рост, что может быть обусловлено необходимостью коммуникации.
Выбор конкретной социальной сети во многом зависит от возраста. И если, к примеру, в одноклассниках в основном сидит более зрелая аудитория, то Instagram привлекателен в основном для молодых людей (до 35 лет). ВКонтакте же нацелен на привлечение широковозрастной аудитории.
Статистические данные выбора социальной сети в зависимости от возрастной группы
Несмотря на наличие активной аудитории и быстрое развитие, социальные сети не лишены недостатков в сравнении с другими интернет-инструментами, в нашем случае – с сайтом. В таблице 2 проведён сравнительный анализ слабых и сильных сторон социальных сетей как инструмента современных интернет-технологий.
Преимущества и недостатки социальных сетей
Преимущества:
- Доступность. Создать аккаунт или группу в социальной сети может абсолютно каждый, площадки не взимают за это плату. Продвижение материала возможно как бесплатно, так и платно.
- Аудитория. Целевая аудитория уже пользуется социальными сетями.
- Панель инструментов. Каждая социальная сеть предоставляет готовую панель инструментов для загрузки текстовых, фото-, видео- и аудиофалов; геолокаций, опросов и прочих индивидуальных инструментов.
- Обратная связь. В социальных сетях можно моментально получать обратную связь от своей целевой аудитории.
Недостатки:
- Уязвимость. Социальные сети достаточно легко взломать.
- Незащищённость авторских прав. Все материалы не защищены авторским правом, их могут копировать и переопубликовывать от своего имени все желающие. Системы «Антиплагиат» не учитывают текстовые материалы, размещённые в социальных сетях.
- Фейки, копии. В социальных сетях легко создать копии страниц и сообществ, которые могут распространять ложную информацию, зачастую беспрепятственно.
- Политика социальной сети. Каждый пользователь обязан соблюдать политику социальной сети. За нарушение правил грозит блокировка и удаление страницы или сообщества.
- Ограниченный функционал. Пользователь не может использовать больший функционал, чем тот, который предоставляет ему социальная сеть.