НКО должна быть полезной!

11 августа 2020
НКО должна быть полезной!
Не Президентским грантом и субсидиями едиными живет некоммерческий сектор. Важно налаживать контакты, связи, взаимоотношения с общественностью, благополучателями, партнёрами. Как раз на последних остановимся и рассмотрим подробнее.

Не Президентским грантом и субсидиями едиными живет некоммерческий сектор. Важно налаживать контакты, связи, взаимоотношения с общественностью, благополучателями, партнёрами. Как раз на последних остановимся и рассмотрим подробнее.

Чтобы что-то получить, нужно что-то отдать, концепцию равноценного обмена никто не отменял.

И в самой концепции уже, кроется первый ключ к решению. "Равноценный", а значит в первую очередь вы должны знать себе цену. Да, увы, всё упирается в оценку, а считать себя товаром на прилавке или же ценным специалистом - личный выбор каждого.

И если вы выбираете второе, то что же столь ценное вы можете предоставить?

Приведу несколько примеров:

  • Вы хороший оратор, так что мешает вам проводить тренинги для бизнеса или, как минимум, мотивационные семинары для повышения продуктивности сотрудников компании N.
  • В штате есть сильный бухгалтер, у которого есть дни простоя - решить этот вопрос можно приёмом заказов от сторонних компаний. Это могут быть и консультации или помощь с делопроизводственной базой, да можно хоть другие НКО брать на коммерческие поруки. Всё зависит лишь от вашей фантазии.
  • Ваша команда создаёт мероприятия в рамках реализации Президентских грантов - отлично. Создавайте и коммерческие мероприятия, если у вас есть целая команда высококлассных и дружных специалистов.

Часто сталкиваюсь с тем, что НКО не развивает свою деятельность дальше социальной: кто-то из-за страха неизвестности, кто-то из-за отсутствия понимания выгоды. Но пандемия показала, что узконаправленные организации исчезнут, и массовое вымирание переживут лишь наиболее приспособленные организации, которые не работают в узком профиле, которые привлекают ресурсы из разных источников. Помню, как знакомый журналист сказал: "Твоя жизнь - это стул, а ножки стула - это источники дохода, и чем больше ножек, тем устойчивее ты сидишь", тот же принцип свойственен и некоммерческим организациям.

Что касается юридической стороны, то не каждая некоммерческая организация может заниматься коммерческой деятельностью, но это и не всегда нужно делать именно от лица вашей организации. Ниже приведу примеры того, как можно включить коммерцию в свою некоммерцию:

  • Для начала попробовать силы сильных сотрудников как сторонних специалистов на основании договора ГПХ (консультации, тренинги, брифинг);
  • Если вы уже освоились на поприще внешних заказов, но 13% НДФЛ для вас - это упущенная прибыль, то пробуйте заключать договоры уже через ИП;
  • Если же вы хотите придать организации наибольшую устойчивость, и у вас есть все инструменты для этого, то внесите пункт о коммерческой деятельности в устав организации, ведите двойной бухгалтерский учёт и дерзайте;
  • Но, увы, не каждая организация может вести дополнительную коммерческую деятельность, автономные некоммерческие организации не имеют прав на деятельность, приносящую доход, и в этом случае вам подходит вариант учреждения коммерческого юридического лица. Пример: АНО "Центр улыбка" учредил ООО "Центр улыбка" и с помощью ООО осуществляет продажу типографической продукции, а вся прибыль от продаж идёт на административные расходы некоммерческой организации.

Среди некоммерческих организаций есть практика создания рабочих мест для своих благополучателей с помощью учреждения коммерческих юридических лиц. Пример: в городе N остро стоит вопрос отсутствия рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. И вот АНО "Помощь другим" учреждает ООО "Социальная типография" и трудоустраивает около 40 людей с ОВЗ, тем самым решив острую социальную проблему своего региона.

Вариантов решения могут тысячи, не сидите на грантовой игле и развивайтесь, двигайтесь только вперёд!

Фото: normik.ru